Это я выписал очень давно из какой-то книги о философии... Какой я ее видел в то время...

Фалес (VI век до н.э.)

  • - все существующее возникло из "воды"
  • - во Вселенной полно богов - все одушевлено
Анаксимандр (VI век до н.э.)
  • - все произошло от первоначала, не имеющего границ- животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу
  • - мир не вечен, один погибает - другой появляется и этой смене миров нет конца

Анаксимен

  • - первовещество - воздух

Ксенофан (VI век до н.э.)

  • - по истине существует только один бог, не сходный с людьми ни по виду, ни по мысли: он весь - зрение, мышление и слух; он всем правит силой ума без усилий и пребывает в неподвижности
  • - ни о природе богов, ни обо всем остальном не может быть истинного знания, а только мнение
  • - все, что рождается и растет, есть земля и вода, море - отец облаков, ветров и рек, и люди родились из земли и воды

Пифагор (VI век до н.э.)

  • - ничего не писал
  • - вера в переселение души человека после смерти в тела других существ

Гераклит Эфесский (VI век до н.э.)

  • - власть должна принадлежать меньшинству "лучших"
  • - пессимист. "люди хотят жить и умереть или, скорее, найти покой, и оставляют детей, чтобы и те умерли"
  • - все движется и ничего не покоится - "невозможно дважды войти в ту же самую реку"
  • - "война есть отец всего, царь всего, она сделала одних богами, других людьми, одних рабами, других свободными"
  • - огонь живет смертью земли, воздух живет смертью огня, вода живет смертью воздуха, земля - смертью воды
  • - "иное удовольствие у лошади, иное у собаки и иное у человека", "Ослы солому бы предпочли золоту."
  • - жизнь одних есть смерть других и смерть одних есть жизнь других"
  • - "... мудрейший из людей по сравнению с богом кажется обезьяной - и по мудрости, и по красоте, и во всем прочем."
  • - "... многознание не научает уму. Ибо, в противном случае, оно научило бы Гесида и Пифагора. а также Ксенофана и Гекатея."
  • - "... мышление есть величайшее превосходство, и мудрость состоит в том, чтобы говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно с ней."
  • - "из тех, чьи речи я слышал, ни один не дошел до познания, что мудрость есть от всего отрешенное."
  • - "всем людям дано познавать самих себя и быть разумным."

Элейская школа

Парменид (VI век до н.э.)

  • - мир - сплошная масса вещества, или шаровидное тело
  • - неподвижность, неизменяемость мира
  • - чувства способны породить не достоверные знания, а только недостоверные и колеблющиеся "мнения" смертных. Только ум ведет к достоверной и незыблемой истине.
  • - Луна отражает свет Солнца и сама не способна к излучению света.

Зенон из Элеи (V век до н.э.)

  • - пространство, как отдельное от вещества, немыслимо
  • - см. Парменид, т.к. Зенон защищал его учение

Мелисс (V век до н.э.)

  • - повторяет учение Парменида о единстве, вечности, неизменяемости бытия
  • - мир может быть вечным, невозникающим и непогибающим при условии, если радиус мира бесконечен, т.е. если мир бесконечен

---

Эмпедокл (V век до н.э.)

 

  • - четыре материальных начала: огонь, воздух, вода, земля. Жизнь природы в соединении и разделении, в качественном и количественном смешении (и разделении) этих неизменяемых вещественных элементов
  • - вся природа - живая, одушевленная, божественная
  • - жизнь природы - ритмический процесс. в котором попеременно то Любовь, соединяющая физические элементы, то Вражда - разъединяющая эти элементы. Любовь и Вражда приводят в движение "начала"
  • - Луна образовалась из воздуха. увлеченного огнем, светит она не собственным светом, а исходящим от Солнца
  • - свету требуется известное время для распространения в пространстве
  • - первоначально животные и растения были сочетаниями отдельных, самостоятельно существовавших частей. Только то, что возникло в результате соединения частей, способных сохраниться, стало животным и выжило
  • - мышление - то же, что и ощущение, или нечто сходное с ощущением
Анаксагор (V век до н.э.)
  • - светила - не божества, а глыбы или скалы, оторвавшиеся от Земли и раскалившиеся вследствие быстрого движения в воздухе
  • - огонь и солнце - одно и то же
  • - современник Перикла
  • - проблема квадратуры круга
  • - то, что люди называют возникновением и гибелью - только соединение и разъединение невозникающих и непогибающих частиц вещества
  • - число материальных элементов бесконечно, а движущая сила - одна
  • - в природе нет ни абсолютного максимума, ни абсолютного минимума
  • - светила и Земля плоские и поддерживаются воздухом, в котором парят
  • - реки существуют от дождей и от вод, находящихся в земле. Ибо в земле имеются полые места, в которых заключается вода.
  • - теплота звезд нге воспринимается вследствие дальности расстояния Земли
  • - человек является самым разумным из животных вследствие того, что он имеет руки
Софист
-
сначала искусные в каком-либо деле люди (поэты, мудрецы, законодатели)
- потом те, кто в речах стремится не к выяснению истины, а к тому, чтобы ложь выдать за правду, мнение - за достоверную истину, верхоглядство - за знание
(Пол, Горий, Протагор из Абдер, Гиппий из Элиды, Продик с Кеоса)

утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок

Протагор
  • - "человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, несуществующих - в том, что они не существуют"
Горий
  • - ничто не существует
  • - если и есть нечто существующее, то оно непознаваемо
  • - если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо
Продик
  • - "каковы пользующиеся вещами люди, таковы и сами вещи"
Ликофрон
  • - знатность есть вымысел
Алкидамант
  • - природа никого не создала рабами и люди рождаются свободными
Сократ (V век до н.э.)
  • - скульптор по профессии
  • - философия - не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить
  • - знание и понятие о предмете и достигается посредством определения понятия
  • - излагал свое учение устно, в форме беседы или спора
сократовские школы:
  1. мегорская (основатель Евклид)
  2. Элидо-эретрийская (Федон)
  3. киническая (Антисфен) - существуют только единичные вещи/ мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом познании, а в познании блага
  4. киренская (Аристипп) -то же, орудия познания - только ощущения/ цель деятельности не наслаждение единичными удовольствиями. а радость, стоящая выше отдельных благ
Эвдокс
  • - Земля подобна другим светилам, находится на одной из концентрических сфер, обращающихся вокруг центрального огня. Между центральным огнем (невидимым с Земли) и Землей - невидимая с Земли "противоземля". Движение Земли двойное: вокруг оси и центрального огня
Левкипп, Демокрит (V век до н.э.)
  • - "начала" бесконечны, неделимы и непроницаемы. Атомы носятся в пустоте, сталкиваются, отталкиваются и сцепляются, образуя сложные тела
  • - лишь в общем мнении существует сладкое. в мнении горькое, в мнении теплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же существуют только атомы и пустота
  • - ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости
  • -